• Композиция учебного рисунка.

Композиция учебного рисунка.

Композиция учебного рисунка.
С чего начать учебный рисунок? Если вы начинаете учиться рисованию, то каждый учебный рисунок важен для вас в том числе и как законченное художественное произведение. Значит, вы должны думать не только о конкретных учебных задачах, которые вы решаете в данной работе, о методической цели, которая ставится в этом задании по программе обучения, но и о том, чтобы рисунок в целом был сам по себе гармоничным и эстетически значимым.


К вашей работе нужно подойти так чтобы она выглядела цельно и завершённо, чтобы в ней не было бросающихся в глаза нелепостей и неудач, видных зрителю сразу, с первого взгляда. Как правило, так бросаются в глаза ошибки композиции. И поэтому так важно помнить именно о композиции, начиная решать учебную задачу. Многое можно исправить в процессе рисования, но неудачную компоновку натюрморта в листе исправить крайне сложно.


Так что такое композиция? Композиция - это размещение изображения в заданном формате. Сейчас, по крайней мере, имеется в виду именно это, применительно к учебному рисунку, к изображению учебных постановок.


Основное требования к этому размещению – хорошая пропорциональность. Изображение постановки в заданном формате не должно быть слишком велико и оно не должна быть слишком мало. Если, когда вы смотрите на рисунок, вам хочется немножко увеличить предметы относительно пространства листа – значит, скорее всего, у вашей композиции есть недостаток: предметы слишком малы. Если изображение постановки почти достигает краев листа или холста и хочется добавить пространство вокруг предметов - значит, компоновка также неудачна. Соразмерность изображения формату задается в самом начале работы.


Именно поэтому начинать рисовать с отдельных частей и прорабатывать их до всех подробностей сразу - неправильно. Представьте, что вы нарисовали на бумаге доведенный до совершенства кусочек изображения, а остальная часть изображения не намечена, пропорции не проверены. Если в процессе работы и уточнения пропорций окажется, что эта деталь размещена не совсем там, где нужно, вам придется начинать всё сначала. Или, в лучшем случае, захочется обрезать лишнюю часть формата потом, после окончания работы, что возможно, если вы рисуете на бумаге и вряд ли возможно, если пишете на холсте.


Профессионализм рисовальщика в том, чтобы применить правильную методику. Работать последовательно, от общего к частному, от общих очертаний – к деталям. Первым этапом как раз и является компоновка в листе, то есть размещение изображения в заданном прямоугольнике формата. Всегда сперва нужно наметить тонкими линиями, где какой предмет будет находиться, не уточняя пока детали изображения. Наметьте рисунок предварительно. Затем взгляните на него с точки зрения оценки компоновки и пропорций предметов и проверьте, не хочется ли «обрезать» лишнее пространство в формате работы. Или добавить его.


Очень часто встречаются тот типичный недостаток учебной работы, что предметы расположены слишком низко в прямоугольнике бумаги. Снизу места, по ощущениям зрителя, не хватает, а сверху над предметами его слишком много. Поэтому всегда учитывайте это, когда рисуете. Задавайте снизу чуть побольше места - это воспринимается как условный «вход» в пространство постановки натюрморта и материальность предметов будет для зрителя более явной, наглядной и естественной.
Добавление комментария
okl-5-wtu